Занимательная

педагогика

Правда лучше лжи

Пинокио
Как помочь школьнику стать честным, научить его говорить правду и ценить эту способность в других, выработать потребность в поиске истины?


Чем раньше вы начнете эту работу, тем лучше. Может наступить момент, когда повлиять на ребенка вы уже не сможете, так как время будет упущено. Пока не поздно, необходимо помочь школьнику разобраться в ситуациях, когда он говорит неправду, и установить причины этого явления. Ребенок должен понять, что если есть следствие, то должна быть и причина, и помнить главное: ложь - следствие.

Причинами рождения лжи могут быть и стремление самоутвердиться, казаться лучше, чем на самом деле, и страх перед наказанием и непониманием, и защита чьих-то интересов, и многие-многие другие. Несправедливое недоверие окружающих, которое обязательно нуждается в установлении причины, также может быть причиной лжи.

На классных часах, посвященных темам правды и лжи, ребята часто задают вопросы, на которые многие учителя и воспитатели затрудняются дать убедительный исчерпывающий ответ. То есть такой ответ, который удовлетворил бы школьников. К ответам на вопросы типа "зачем нужно говорить правду?", "зачем нужна правда?", "бывает ли правдивая ложь?", "что такое ложь во благо?", "что такое истина?" и т.п. нужно серьезно готовиться.

Можно, к примеру, провести классный час на тему "Правда лучше лжи", чтобы сформировать у школьников убеждение в том, что ложь делает человека ущербным, потому что вырабатывает в нем низкие качества, которые ведут к унижению себя и других, к измене, предательству и т.п. Ложь делает своего носителя скрытным, недоверчивым и очень часто необщительным. Как дружить и любить, если не доверяешь? Все человеческие ценности опираются на честные и доверительные отношения.
Главное, что лживый человек не способен быть честным даже с самим собой, что приводит к непониманию себя и окружающего мира.

Поиграйте с ребятами в ролевую игру, в которой "врунишка" в итоге позорно проигрывает. Это поможет школьникам в игровой форме "прожить" ситуацию, сделать правильный вывод и получить определенный опыт.

Ролевые игры могут решать многие воспитательные задачи. Грамотно подобранная игра (или игры), основательно продуманный сценарий классного часа и его удачное воплощение способны сформировать убеждение школьника.

Хорошо бы во время обсуждения темы очередного классного часа (заблаговременно) попросить ребят подумать над следующими вопросами: «Почему лично тебе трудно сказать правду, когда ты в чем-то виноват, и часто ли возникают подобные ситуации?», «Трудно ли быть правдивым во всем и всегда?», «Если не всегда можно говорить правду, то следует ли отсюда, что нужно лгать?», «Что труднее, лгать или говорить правду?» и т.п. на ваше усмотрение.

Попросите ребят понаблюдать за окружающими с целью выявления обмана и проанализировать заинтересовавшие их ситуации, вскрыть причины лжи "героев".
А если это сделать в письменном виде (сочинение-размышление и т.п.) - просто замечательно!

Интересна ребятам и такая форма работы: учитель приводит в пример жизненную ситуацию на заданную тему, а ребята затем высказывают свои мнения и подводят итог.
Вот, к примеру, ситуация, которую можно привести школьникам третьего-пятого классов.


"Мудрый" подарок


Петя пригласил друзей на свой день рождения. К назначенному времени ребята шли к Пете и несли ему подарки. Это происходило на глазах у Гриши, который сидел во дворе на лавке недалеко от Петиного дома. Петя не пригласил Гришу, потому что тот обидел его лучшего друга.
Гриша издалека наблюдал за счастливыми ребятами. Ему тоже очень хотелось к Пете на день рождения.
В числе приглашенных был и Гришин друг по классу Толя. Толя нес Пете подарок в красивом пакете. Гриша, не долго думая, подскочил к Толе.
-Вот, ты идешь к Петьке на день рождения, а не знаешь, что он о тебе вчера говорил, как он тебя обзывал, - сказал Гриша с укором.
-Я н-н-не знаю. А какими словами? – растерялся Толя. И Гриша начал плести, что на ум взбредет. Толя от обиды чуть не заплакал.
-Не пойду я к нему, - выдавил Толя. - Никогда не буду с ним дружить!
Гриша попросил друга:
-Толь, а ты не можешь отдать мне этот подарок, раз ты все равно не идешь?
-Ну, бери, - ответил Толя.
Только Гриша взял подарок, как тот упал ему на ногу. А это была тяжелая гиря. Надолго врунишка запомнил этот случай!

Успехов!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100