Занимательная

педагогика

Понятие о понятии — 2

Продолжение.
Чтобы грамотно образовать понятие, необходимо научиться выделять существенные признаки предмета и по законам логики определять (формулировать определение) понятие. Тогда в нашем сознании сформируется мысленный образ именно этого предмета, а не какого-нибудь другого.

Надо заметить, что предмет в логике понимается в очень широком смысле: это и вещи, и свойства, и процессы, и явления и т.п. Под признаками понимают все то, что относится к предмету непосредственно (то, что имеется при знаке): свойства и отношения (причем, как их наличие, так и их отсутствие). Например, быть синим, являться стулом, не быть черным, не светить отраженным светом, быть ниже .., дальше... и т.п.

Итак, если ребята захотели научиться выделять существенные признаки предмета, продолжим разговор.

Сначала вспомним содержание беседы. Наши герои стремились в ней выделить такие характеристики стула, которые позволили бы им отличить стулья от всех остальных предметов. Они вводили различные характеристики, чтобы отличить стулья от скамеек, табуреток, кресел и т.п.
К тому же выделили признаки не индивидуального стула, а всех стульев вообще, Это означает, что были обобщены объекты рассмотренных множеств.

Однако, понятие выполняет еще одну важную функцию. Оно делает интересующий нас предмет понятным нам. А значит, сообщает нам о нем какую-то существенную информацию, т.е. выражает сущность предмета. Так, например, при помощи перечисленных в итоге четырех признаков понятия «стул» можно отличать предметы, являющиеся стульями, от всех остальных предметов, затем ответить на вопрос: что такое стул? а, значит, узнать нечто о его сущности.

Понятие, как форма мысли, решает три задачи:
  • отличает предметы интересующего нас множества от всех остальных предметов,
  • обобщает предметы интересующего нас множества,
  • выражает сущность предмета данного множества.

Понятие «стул» выделяет какое-то интересующее нас множество при помощи каких-то признаков. Это позволяет нам дать определение: понятие — это мысль, которая обобщает предметы некоторого множества и выделяет это множество по отличительному для него признаку.

Теперь рассмотрим подробнее, каким образом было образовано понятие «стул».

В самом начале в сознании возник некоторый мысленный образ стула, который затем дополнился воспоминанием об отдельных стульях, которые где-то и когда-то встречались. После выбора какого-то стула в качестве образца производится мысленное разложение его на отдельные признаки: деревянный, имеющий спинку, с мягким сиденьем, не имеющий подлокотников, с четырьмя ножками и т.п. Этот этап образования понятия называется анализом (разложение, расчленение).

Далее были рассмотрены выделенные признаки по отдельности. Отвлечение признаков от предмета и превращение их в объект самостоятельного рассмотрения называется абстрагированием или абстракцией (отвлечение). На этапе абстрагирования рассматривались признаки «быть деревянным», «не иметь подлокотников» и т.п. сами по себе, независимо от тех предметов, в результате анализа которых они были получены.

Далее рассматривались различные виды стульев для того, чтобы, сравнивая их, выделить общие признаки и отбросить признаки, свойственные только отдельным видам. Так, был получен вывод, что «быть деревянным» вовсе не обязательно для стула, а «не иметь подлокотников» — признак, характерный для всех стульев. Эта операция называется сравнением.

Наконец, выделив отдельные признаки и сравнив предметы по этим признакам, т.е. выделив общие признаки, наши герои соединили все выделенные общие признаки в единое целое, в единый мысленный образ. Операция соединения признаков всех предметов данного множества в единый признак, выделяющий рассматриваемое множество объектов из всех остальных, называется синтезом (соединение, сочетание). В результате синтеза был получен сложный признак, состоящий, в нашем случае, из четырех.

И вот по этому главному признаку можно опознать любой стул. Это чрезвычайно важно, потому что опознание — один из показателей сознательного усвоения знаний.

На основании перечисленных раннее существенных признаков было дано определение понятия: стул - предмет мебели, предназначенный для сидения одного человека, со спинкой, без подлокотников.

В практической жизни, в процессе познания и усвоения знаний роль признаков очень велика. Поэтому необходимо уметь различать существенные и несущественные признаки предмета.

Существенными признаками называется такая группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе взятые, достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех остальных, чтобы опознать его.

Выделение существенных признаков и обозначение их словами приводит к определению понятия. Определение понятия тогда считается грамотным, когда кроме определяемого предмета ничего другого представить нельзя.

Для формирования логического мышления и умения образовывать понятия необходимо обеспечивать ясное понимание учащимися каждого употребляемого термина, раскрывая содержание соответствующего понятия путем грамотного построения определения.

"Если верно определить слово, это поможет освободить мир от половины недоразумений" (Декарт).

В статье "В ответе за свои слова" приведен очень наглядный пример неграмотно сформулированных определений понятий. Вывод напрашивается сам собой.


До скорых встреч на следующем классном часе!

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100